Учебная работа № /1974. «Курсовая Восстановление утраченного пространства в автобиографическом романе Набокова «Другие берега»
Содержание:
В душный терем литературы русского зарубежья Набоков ворвался освежающим вихревым сквозняком. «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня…», — так энергично отозвался в конце 20-х годов И. А. Бунин на появление романов Набокова, писавшего тогда под псевдонимом Сирин: «Машенька» (1926), «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1930)…
«Зачем я вообще пишу?.. Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями», — так сам Владимир Набоков говорил о себе как о писателе и о своих произведениях.
Родившийся в самом конце прошлого века, Владимир Владимирович Набоков и по сию пору остается феноменом, неразгаданной загадкой, своего рода таинственным, в обманчиво-миражном мерцании светилом, возможно, даже и неким мнимым солнцем на литературном небосклоне нашего столетия. Не оттого ли так неправдоподобно широк спектр оценок набоковского наследия — от безоговорочного восхищения до полного отрицания? Во всяком случае, — и сегодня это несомненно, — Набоков — безусловное явление, причем явление сразу двух литератур: русской и англоязычной, создатель особенного художественного мира, новатор-стилист (прежде всего в прозе). И влияние его стилистики, его гипнотизирующего, завораживающего дара легко обнаруживается в литературе современной, правда, по преимуществу там, где преобладают книжность, вторичная культура, тяга к элитарности.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
стоит побороть его магию, навязчивое упоение изысканным стилем и начать
сначала, с романа «Машенька», чтобы увидеть, как складывается повторяемая потом
многократно формула сюжета,Она довольно бедна, нуждается в постоянном
«расписывании», новых ходах и словесных украшениях,
У главного героя романа Ганина
есть мечта, любовь и память, ими он и живёт» соединив их в символическом образе
всё едущей к нему из России Машеньки,Эти сложные красивые чувствования, отталкиваясь
от бедного и чуждого мечтателю внешнего мира (берлинский пансион и его мерзкие
обитатели), заполняют пустоту уединённой и бездеятельной жизни,Они-то и нужны
Ганину, реальная же Машенька начала мешать его мечтам уже в России: «Он
чувствовал, что от этих несовершенных встреч мельчает, протирается любовь»,Реальная
правда и набоковский «красивый» образ несовместны,Поэтому роман логично
завершается бегством Ганина накануне столь долго и мучительно ожидаемого им
приезда Машеньки,Он уехал холить и лелеять свои тончайшие ощущения и мысли,
защитив их от вторжения «чужого» реального человека,И напрасно сестра Набокова
напоминала, что в романе описан дом в Рождествено,Ганину, как и автору книги дом
не нужен и Машенька не нужна, он будет скитаться со своими мечтами по
пансионам, презирая их грязь и пошлых обитателей, и умрёт в полном одиночестве,
как и предсказывал Бунин после неудачного ужина с Набоковым.
Такое отношение к сюжету, обломовское бегство от действий,
реальных событий и замена их разветвлёнными описаниями диалектики мечтающей
бездеятельной души и разоблачительными каталогами «устранённых» предметов сразу
создали проблемы для Набокова-романиста,Сам жанр романа был всем этим ослаблен
и размыт, терялись его масштабность, объективность и эпичность.
Краткий анализ главных героев романа
«Машенька»
Произведение молодого Набокова,
несмотря на кажущуюся бесхитростность и традиционность, обнаруживает черты поэтики
его зрелой прозы,Текст «вырастает» из центральной метафоры, элементы которой
разворачиваются в романе в самостоятельные тематические мотивы,Указанием на
метафору служит прием литературной аллюзии, доведенный в более поздних
произведениях Набокова до изысканной потаенности, но в «Машеньке» реализованный
с уникальной авторской откровенностью — с прямым называнием адресата,Отсылка
размещена в условной сердцевине текста, в точке высокого лирического
напряжения, в момент символического обретения героем души, в сцене на
подоконнике «мрачной дубовой уборной», когда 16-летний Ганин мечтает о Машеньке.
«И эту минуту, когда он сидел..,и тщетно ждал, чтобы в тополях защелкал
фетовский соловей, — эту минуту Ганин теперь справедливо считал самой важной и
возвышенной во всей его жизни».
Стихотворение А»