Учебная работа № /1694. «Контрольная Таблица теоретических концепций психического развития человека
Содержание:
—
Выдержка из похожей работы
психологически деятельность ребенка остается в своих основных, важнейших чертах
прежней.
Известно, как своеобразны отношения детей
этого возраста к воспитательнице, как необходимо для ребенка ее внимание лично
к нему и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со
сверстниками,Можно сказать, что отношения к воспитательнице входят в малый,
интимный круг его общения.
Своеобразны и отношения ребенка в детском
коллективе,То, что устойчиво связывает между собой детей 3 — 5 лет, – это еще
в значительной мере личное, так сказать, «частное» в их развитии, идущем в
направлении к подлинной коллективности,Основную роль играет и здесь
воспитатель — опять-таки в силу установившихся личных отношений его с детьми.
Если пристально всмотреться во все эти
особенности ребенка-дошкольника, то нетрудно открыть связывающую их общую
основу,Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир
человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом,
занимаемым им в этих отношениях.
Ребенок шести лет может отлично уметь
читать, и при известных обстоятельствах его знания могут быть относительно
велики,Это, однако, само по себе не стирает и не может стереть в нем детского,
истинно дошкольного; наоборот, нечто детское окрашивает все его знания,Но если
случится так, что основные жизненные отношения ребенка перестроятся, если,
например, на его руках окажется маленькая сестренка, а мать обратится к нему
как к своему помощнику, участнику взрослой жизни, тогда весь мир откроется
перед ним совсем иначе,Это ничего, что он еще мало знает, мало понимает; тем
скорее он переосмыслит известное ему, тем скорее изменится его общий
психический облик.
В нормальных случаях переход от
дошкольного детства к следующей стадии развития психической жизни происходит в
связи с поступлением ребенка в школу.
Трудно преувеличить значение этого события
в жизни ребенка,Вся система его жизненных отношений перестраивается.
Существенно, конечно, не то, что он вообще нечто обязан делать: у него были
обязанности и до поступления в школу,Существенно то, что теперь это
обязанности не только перед родителями и воспитателем; объективно это
обязанности и перед обществом,Это обязанности, от выполнения которых будут
зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда и
содержание всей его дальнейшей жизни.
Сознает ли это ребенок? Конечно, он знает
об этом, и притом обычно еще задолго до начала учения,Однако действительный и
психологически действенный смысл эти требования приобретают для него лишь
тогда, когда он начинает учиться, причем первоначально они выступают еще в очень
конкретной форме — в форме требований учителя, директора школы.
Теперь, когда ребенок садится за
приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым
по-настоящему важным делом,Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже
взрослые порою жертвуют своими собственными делами, чтобы дать ему возможность
заниматься,Это совсем иное, чем его прежние игры и занятия,Само место его
деятельности в окружающей, взрослой, «взаправдашней» жизни стало другим.
Наконец, главное: теперь интимные отношения
ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль в более широком кругу его
общения; сейчас они сами определяются этими более широкими отношениями»