Учебная работа № /6304. «Реферат Социологические взгляды М.Вебера
Содержание:
Введение 3
1. Место М. вебера в мировой науке 4
2. «Теория социального действия» М. Вебера 5
3. «Понимающая социология» и концепция «идеальных типов» М. Вебера 8
Заключение 15
Список литературы 16
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
1,2, Социология политики
1,3, Проблематика конфликта в социологии религии
2, Глава 2, Конфликт и девиантное поведение
2,1, Эмиль Дюркгейм
Заключение
Список литературы
Введение
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта, Теории Маркса, Вебера, Парето, из ныне живущих — Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликт занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений, Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание в своих теоретических построениях уделяют проблеме стабильности и устойчивости, Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса,
Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определённой долей условности, Главным образом оно основываетсяна противопоставлении функционализма и социологии конфликта,
Далее мы проанализируем взгляды по этому вопросу Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, Мы отобрали их потому, что эти авторы внесли наиболее существенный вклад в развитие социологической теории вообще и социологии конфликта,
Глава 1, Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера
1,1 Социология политики
Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни, Наиболее очевидна проблематика конфликта, разумеется, в социологии политики, прежде всего в связи с анализом трёх идеально-типических форм господства — подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной, При анализе властных отношений для Вебера преимущественное значение имеют не столько акции насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями, А это значит, что страх за жизнь и имущество не являются, по его мнению, единственным основанием принятия власти: в разных реальных политических структурах и разных исторических преобразованиях проявляются различные констелляции материальных и идейных интересов, побуждающих индивидов к согласию с властями или, наоборот, к протесту против них, Ход цивилизации вырабатывает всё более сложные формы политической мотивации, хотя он и не делает людей более свободными от давления общественных и политических институтов,
Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, что не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами, составляющими данное общество,
Особую роль в современном политическом конфликте играет бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и имеющая возможность проводить свою волю через систему государственных учреждений, Вебер не высказывал морального негодования по поводу бюрократического произвола, В полемике со сторонниками социалистических преобразований и революционного обновления мира он лишь утверждал, что «диктатура пролетариата, несомненно, переродиться в диктатуру бюрократии»,Формулируя идеально-типические черты бюрократии: законопослушность, беспристрастное отношение к тем, кто обращается в учреждение, рационализм и т, д,, Вебер прекрасно понимал, что эти качества чиновника могут формулироваться в качестве общих принципов и требований, но они не являются реальными свойствами лиц, занимающих соответствующие должности»