Учебная работа № /5513. «Курсовая Социально-культурная работа с детьми с нарушениями в развитии
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Сущность и основные направления социально-культурной работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития 8
1.2 Дети с нарушениями интеллектуального развития как объект социально-культурной работы 14
2 АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ 24
2.1 Специфика организации проведения социально-культурной работы в образовательной сфере 24
2.2 Опыт организации проведения социально-культурной работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития в МКОУ №30 г.Белгорода. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список научной литературы
1. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.
2. Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова. Специальная педагогика. — М.: Академия, 2004. – 396с.
3. Андреева О. С., Абазиева Н.Л., Ан А.В. Критерии оценки качества и эффективности медицинской реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: мат. регионал. научно-практич. конф. — Ростов н/Д., 2006. — С. 16-23.
4. Бацына Я.В. Социализация подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. социол. наук. — Н. Новгород, 2005. — 24 с.
5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
6. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29.
7. Ермолаева, М. В. Психология развития : учеб. пособие. – 3-е изд., стереотип / М. В. Ермолаева. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. – 376 с.
8. Замский Х.С.: Умственно отсталые дети. — М.: Академия, 2008. – 364с.
9. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1.
10. Колесникова Г.И. специальная педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс. 2010. — 253 с.
11. Лодатко Е.А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA: науч.-культурологический сетевой журн. – 2007. – № 15(160).
12. Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европ ы. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 47 с.
13. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — С.Пб., 2006. — 46 с.
14. Маллер А.Р.: Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М.: Педагогика, 2008.- 128с.
15. Меметов С.С., Абазиева Н.Л., Медовник А.В. Эффективность реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: мат. регионал. научно-практич. конф. — Ростов-н/Д., 2006. — С. 31-35.
16. Новоженина И.В. Социальная поддержка как фактор качества жизни лиц с ограниченными ментальными возможностями: автореф. дис. … канд. социол. наук. — Саратов, 2007. — 24 с.
17. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2007. – 480 с.
18. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
19. Пастюк, О. В. Психология и педагогика : учеб. пособие / О. В. Пастюк. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 160 c.
20. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
21. Пишчек М.: Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. — СПб.: Речь, 2006 – 272с.
22. Самыгин, С. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / С. И. Самыгин. – М. : КноРус, 2012. – 480 c.
23. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
24. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
25. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избр. труды. – 2-е изд. / Д. И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. – 672 с.
26. Шалимов В.Ф.: Клиника интеллектуальных нарушений. — М.: Академия, 2003. -160с.
27. Шибаева, Н. М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи / Н. М. Шибаева // Дефектология. — 2001. — № 6. — С.34-38.
28. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков / Т. А. Шилова. – М.: Аврис ПРЕСС, 2004. — С. 3 – 14.
29. Шпек О.: Люди с умственной отсталостью. — М.: Академия, 2003. -432с.
30. Шпек О.: Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М.: Академия, 2003. -430с.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
1,2 Формы и методы психолого-социального сопровождения семей с инвалидами
1,3 Социальные аспекты проблем инвалидов и вызовы современности
Выводы по 1 главе
Глава 2, Исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на примере центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной, Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т,д, Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения, В результате слепого представляли, как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсации дефекта, развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными,
На современном этапе развития взгляды на слепых людей изменились, но проблема осталась, В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона человек страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием, С каждым годом число таких людей растет, Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве, Двигательная активность таких людей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушен��ями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы,
Помимо этого такие люди имеют огромные трудности вхождения в общество, Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности,
Нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных особенностей, Устойчивые свойства личности таких людей (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения, В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими,
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих в общество необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у людей в процессе становления их личности,
Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную, По мнению таких специалистов, как В, Гудонис, С,С, Лебедева, А,Г, Литвак и других, зависимость развития психики от состояния зрительных функций чаще проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике, Именно неблагоприятная среда, некачественное обучение, неквалифицированная помощь, ограниченность социальных контактов способны сформировать у людей с дефектом зрения нежелательные личностные качества: негативный взгляд на окружающий мир, на человека, неверие в себя, в свои силы, Таким образом, социальные факторы, влияние которых на человека не зависит от состояния его здоровья, в рассматриваемом случае — от момента возникновения и степени патологии зрения, играют едва ли не решающую роль в формировании личностных качеств и свойств,
Современное общество характеризуется возрастанием тенденций к гуманизации, поиску оптимальных путей социальной интеграции инвалидов, обеспечению их равных прав и равных возможностей в обществе, доступности социокультурной и информационной среды, Ведущими специалистами в области реабилитации инвалидов по зрению, социальной работы, коррекционной педагогики и психологии, работниками служб социальной помощи, накоплен обширный теоретический и практический материал, проводится значительная по объему и содержанию работа по реабилитации и социально-психологической адаптации людей с глубокими нарушениями зрения,
В то же время, сложность организации комплексного социально-психологического сопровождения, реабилитации, адаптации и интеграции в общество слабовидящих людей требует продолжения исследований, ориентированных на помощь данной категории людей в социально-бытовой и личностной адаптации к социальной среде и жизни в целом, в гармонизации отношений к себе, другим людям и окружающему миру, профессиональной и личной самореализации»