Учебная работа № /7155. «Курсовая Социальная политика и социальная работа, взаимосвязь и взаимовлияние
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Социальная политика и социальная работа: нормативно-правовые и институциональные основы………………………………………… 6
1.1. Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения…………………………………………………………… 6
1.2. Система социальной защиты граждан России, ее основы и принципы…………………………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. Специфика взаимосвязи и взаимовлияния социальной работы и социальной политики……………………………………………….. 19
2.1. Актуальные аспекты нравственно-этического содержания социальной защиты и обслуживания…………………………………………………………… 19
2.2. Государственная социальная помощь как объединяющее начало социальной политики и социальной работы…………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 29
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 31
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 35
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники:
1. Конституция и законы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 22 августа 2004 г.).
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 29 декабря 2004 г.).
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.).
5. Закон Московской области от 15 марта 2006 г. № 5/171-П «О социальной поддержку отдельных категорий граждан в Московской области» (в ред. от 23 марта 2006 года).
2. Постановления, положения
6. Постановление Минтруда РФ от 27 июля 1999 г. № 32 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения».
7. Положение о Ногинском управлении социальной защиты население Министерства социальной защиты населения Московской области.
3. Интернет-источники
8. Департамент социальной защиты города Москвы (официальный сайт). // URL: http://www.kszn.ru/
II. Литература
1. Монографии
9. Бабкин Н.И. Хрестоматия и комментарий по социальной педаго¬гике. – М.: Логос, 2005. – 411 с.
10. Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. Право социального обеспечения. – М.: РДЛ, 2003. – 240 с.
11. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 325 с.
12. Холоапова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. – М.: Просвещение, 2000. – 391 с.
2. Книги
13. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 391 с.
14. Лекции по технологии социальной работы. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Проспект, 2002. – 482 с.
15. Право социального обеспечения: Учебник. / Под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкина, Д.А. Никонова. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 319 с.
16. Право социального обеспечения: Учебник. / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБЮЛ, 2001. – 328 с.
17. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Пано¬ва и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – 415 с.
18. Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Проспект, 2004. – 386 с.
19. Социальная работа (Вопросы и ответы). / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – 471 с.
20. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. / Отв. за выпуск П.Е. Злобин. – М.: Мир книги, 2005. – 375 с.
21. Социальные ресурсы и социальная политика. / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребен¬никова. – М.: Просвещение, 2004. – 461 с.
22. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 1995. – 500 с.
23. Социальное управление: Словарь. / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 480 с.
24. Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. A.M. Пано¬ва, Е.И. Холостовой. – М.: Мысль, 2003. – 360 с.
25. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Книга, 2002. – 482 с.
26. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Проспект, 2005. – 424 с.
27. Энциклопедический социологический словарь. – М.: Мысль, 1995. – 560 с.
28. Эффективность социальной работы: Методологический семинар. / Сост. ред. В.В. Колков. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296 с.
3. Периодические материалы:
29. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специали¬стов по социальной работе в вузах Российской Федерации. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1994. – № 3. – С. 23-31.
30. Зайнышек И.Г. О качестве подготовки специалистов. // Вестник соци¬альной работы. – 1993. – № 1. – С. 13-232 .
31. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 24-29.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
В условиях, когда субъекты Федерации и органы местного самоуправления получили право самостоятельно осуществлять свои социальные программы, появилась возможность более результативных преобразований социальной сферы, С 1995 г, отмечается резкое расслоение регионов России по уровню и стоимости жизни, Тем не менее отдельные субъекты РФ в состоянии самостоятельно преодолевать многие кризисные явления общественной жизни, Так, согласно данным одного из опросов, 61 % граждан Астраханской области возлагают ответственность за сложную ситуацию в ней на региональные органы власти,
Тормозом в реализации эффективной социальной политики является проблема четкого разграничения сфер полномочий и преемственности властной вертикали и горизонтали, неувязки и противоречия между федеральными и местными органами власти, Региональные структуры власти склонны апеллировать к местной специфике (интересам, нормам, обычаям), стремясь, скорее, сохранить и усилить свое влияние в лице конкретных представителей региональной элиты, чем ориентироваться на поиск эффективных средств осуществления социальных проектов,
Социальная сфера, безусловно, детерминирована уровнем экономического развития государства, поэтому важным инструментом, используемым для измерения ее состояния и эффекта социальной политики, выступают экономические показатели, такие, как заработная плата, доход, покупательная способность, прожиточный минимум и ряд других, То или иное их сочетание либо позволяет структурам власти констатировать факт своих успехов в реализации социальной политики, либо создает возможности для оппозиции утверждать о бессилии и бездеятельности власть предержащих, Граждане соизмеряют успехи политики со своим реальным материальным положением, уровнем и качеством жизни своей семьи и близких, Так, например, 42 % из числа опрошенных астраханцев считают, что материальное положение их семей ухудшилось; 48 % убеждены, что за последние два года жизнь не изменилась к лучшему; 23 % — уверены, что жить стало тяжелее (данные мониторинга Информационно-аналитического центра при Астраханской Администрации, февраль 1998 г,),
Важной социальной проблемой, безусловно, считается бедность, В качестве ее основного критерия используется показатель уровня бедности, который определяется на основе прожиточного минимума, обеспечивающего удовлетворение минимальных стандартов существования, С этой точки зрения доля населения Астраханской области с доходами ниже прожиточного минимума составила к концу 1997 г, 32,1 %,
Однако показатель уровня бедности только условно характеризует степень распространения и структуру бедности, а следовательно, не может являться главным мерилом эффективности социальной политики,
Уровень бедности учитывает внешние проявления бедности (низкие доходы, отсутствие накоплений, преобладание расходов на питание во всей совокупности расходов), но игнорирует скрытую систему ее социальных проявлений, в частности, деятельность социальных институтов и реализацию норм, устанавливающих допустимые способы обеспечения уровня благосостояния, Утрачивается роль доли благ, получаемых гражданами из общественных фондов потребления: бесплатное медицинское обслуживание, дошкольные детские учреждения, жилье и т, п, Так, например, в области лишь 33,6 % детей соответствующего возраста посещают детские дошкольные учреждения,
1 Большую часть групп населения с низким уровнем дохода составили занятые в народном хозяйстве, Наименьшей остается заработная плата работников социальной сферы и сельского хозяйства, Размер средней заработной платы работников бюджетной сферы составил 64,8 % от среднеобластной и 49,7 % от уровня оплаты в промышленности,
Социальное неравенство обнаруживается не только среди различных категорий тружеников, но и среди отдельных муниципальных образований, Доходы горожан в 1,1 — 1,2 раза превысили доходы сельского населения Астраханской области, а в Володарском, Енотаевском и Черноярском районах заработная плата составила лишь 44 — 55,9 % от средней заработной платы по области,
Для понимания сущности общественных процессов, выработки адекватной социальной политики необходимо учитывать комплекс социальных показателей, среди которых отметим следующие,
1, Степень социального расслоения и направленность социальной мобильности»