Главная » Социология » Учебная работа № /6639. "Диплом Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи

Учебная работа № /6639. «Диплом Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа № /6639. «Диплом Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи

Количество страниц учебной работы: 90
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социального конструирования идентичности…………………………………………………7
1.1. Концептуальные идеи социального конструирования. Интеграция методологических подходов……………………………………………..7
1.2. Специфика формирования гражданской идентичности, ее составляющие…………………………………………………………….18
1.3. Средства массовой информации как один из основных факторов формирования гражданской идентичности молодежи ………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование конструирования гражданской идентичности как фактора социализации молодежи…………………………40
2.1. Организация и методы исследования……………………………………40
2.2 Анализ результатов опроса «Формы этнической идентичности»……..44
2. 3 Анализ результатов опроса с помощью модифицированного опросника этнической толерантности………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….70
Литература………………………………..………………………………………74
Приложения………………………………………………………………………81

Введение

Современное общество характеризуется многочисленными и разнообразными связями между людьми, которые имеют различные причины и оказывают существенное влияние на оценку ситуации в стране и мире в целом. Перенасыщенность общественных связей информацией, постоянные изменения в финансовых областях экономики и политики, увеличивающийся миграционный поток и другие факторы требуют от людей четкого осознания собственной идентичности, ее специфики. Исследование идентичности как социального феномена позволяет оценить существенные черты современной жизни, состояние общества в странах, регионах, социальных, этнических группах. Конструирование идентичности происходит в рамках традиционной культуры и социальных связей, которые обусловлены как политическими, социальными, демографическими, этническими отношениями в стране, так и общемировой ситуацией. Идентичность как феномен включает в себя тесное переплетение государственной, гражданской и этнической составляющих, значение которых для конкретной личности существенно различается [20].
По мнению одного из исследователей гражданской идентичности В.А. Тишкова – это комплекс компонентов индивидуального и коллективного самосознания, определяющих принадлежность к стране, ее народу на основе общеразделяемых историко-культурных и духовных ценностей, на основе чувства патриотизма и лояльности по отношению к Родине и государству.
Формирование данных показателей в максимальной степени происходит в период молодости, т.е. в возрасте между отрочеством и зрелостью, когда люди наиболее восприимчивы к социальным изменениям окружающего мира и готовы к новаторству. Актуальность темы обусловлена тем, что в демографической структуре современного общества именно молодежь выступает основным субъектом для исследований идентичности, поскольку в настоящий момент она проходит идентификацию и социализацию, а в ближайшем будущем будет выступать как источник информации для последующих поколений. В связи с этим возрастает необходимость изучения специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики — одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем.
Степень научной разработанности темы. Базовые представления о структуре идентичности граждан в российском обществе претерпели существенные изменения за последние десятилетия, в связи с чем исследованиями данного социального явления занимались многочисленные российские ученые (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Д.В. Ольшанский, П.Н. Шихирев, Г.Г. Дилигенский, В.А. Ядов, Т.С. Баранова, Е.Н. Данилова, О.Н. Дудченко, С.Г. Климова, Т.З. Козлова, А.В. Мытиль и др.).
Специальные исследования, посвященные соотношению государственно-гражданской и этнической идентичностей осуществлены Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомысловым, М.Ф. Черныш и др.
В настоящее время социологическими исследованиями влияния современного общества на формирование ценностных ориентаций молодежи занимаются В. С. Боровик, Ю.Д. Железнов, А.Э. Воскобойников, С.Г. Спасибенко, Л.А. Микешина, К.Т. Мяло, и др. Социализацию как фактор, определяющий специфику формирования идентичности молодежи, рассматривают О.Д. Маслобоева, А.К. Уледов, П.И. Бабочкин, Ю.Г. Волков, и др.
В связи с многогранностью феномена идентичности степень разработанности проблемы ее формирования на данном этапе развития науки еще недостаточна.
Объектом исследования выступает гражданская идентичность современной российской молодежи.
Предмет исследования – процесс социального конструирования гражданской идентичности как фактора социализации молодежи в возрасте 22-25 лет.
Гипотеза исследования: Процесс формирования гражданской идентичности существенно определяется влиянием масс-медиа. При этом процесс этот имеет следующие особенности:
-влияние СМИ в федеральном центре нашей страны (Москва) в большой степени ориентировано на формирование общегражданской идентичности молодежи, выраженной во фразе «Мы — россияне»;
-социальное влияние СМИ в национальных республиках России (Татарстан, Башкортостан, Тува, Якутия и др.) способствует формированию этнической идентичности, выраженной во фразе «Мы — представители определенной национальности».
Цель исследования – определить особенности социального конструирования гражданской идентичности российской молодежи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена гражданской идентичности.
2. Определить факторы социального конструирования гражданской идентичности.
3. Проанализировать литературу с целью выявления общепринятых гражданских норм, определяющих содержание гражданской идентичности молодежи.
4. Исследовать основные представления молодежи о характеристиках гражданской идентичности;
В качестве теоретико-методологической базы исследования выступают труды П. Бергера, Т. Лукмана, являющихся основоположниками концепции социального конструирования реальности.
Работы таких исследователей как, Б. Андерсон, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др. позволили в процессе исследования рассмотреть и проанализировать содержание идеологического уровня идентичности, в частности, его составляющих в виде средств массовой информации и институтов образования.
Анализ исследований в области политической психологии (Н.П. Медведев, А. Маслоу, Г.Г. Дилигенский), а также этнической социологии (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова) позволил более досконально подойти к оценке факторов становления гражданской идентичности.
В качестве испытуемых были опрошены 69 человек в возрасте от 22 до 25 лет. Из данной выборки 34 русских и 35 молодых людей иных национальностей.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает в себя 79 наименований.

Стоимость данной учебной работы: 3900 руб.Учебная работа № /6639.  "Диплом Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи
Форма заказа готовой работы

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

    Укажите № работы и вариант


    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.


    Подтвердите, что Вы не бот

    Выдержка из похожей работы

    1 Понятие этнической идентичности
    1,2 Процесс этнокультурной идентификации
    1,3 Особенности формирования этнического самосознания в старшем школьном возрасте
    Глава 2, Эмпирическое исследование
    2,1 Методы исследования
    2,2 Результаты исследования
    Глава 3, Научно-методические рекомендации для учителей по формированию этнической идентичности школьников
    3,1 Специфика формирования познания национальной культуры
    3,2 Характеристика этапов проектной деятельности школьников в плане достижения личностных и метапредметных результатов
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Актуальность исследования,
    Современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности, Соединяя в себе интересы, чувства и ценности народа, этническая идентичность определяет систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде,
    В современном мире, когда наряду с процессами самоопределения наций происходят интеграционные процессы, принципиально важно, чтобы дети были воспитаны в духе культуры межэтнических контактов, сохраняя исторически обусловленную национальную неповторимость, национальное достоинство, этническую идентичность, Развитие и усложнение человеческого общества, взаимопроникновение культур и стилей жизни, задачи, которые ставит государство перед сферой образования, определяются во многом и воспитанием толерантного гражданина и одновременно патриота своей страны, своей национальной культуры,
    Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей, слабостью связей с практикой северных национальных школ и их психологических служб,
    С этнической идентичностью сопряжена, так называемая, этническая самоидентификация — сознательный акт этнического самоопределения человека в контексте отнесения себя к конкретной этнической общности, Обычно человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его кровные родственники и родители, Однако этническая самоидентификация может быть нарушена по ряду социальных и психологических причин, если в одном геоисторическом пространстве проживают представители разных этносов, имеющие разный социально-психологический статус, В этом случае возникает острая проблема нарушения этнической идентичности у группы населения, попавшей под социально-психологическую депривацию,
    Степень разработанности темы,
    Долгое время в отечественной науке этнические феномены рассматривались преимущественно историками и этнографами, Ими осуществлен глубокий анализ формирования национального сознания и самосознания народов, особенностей их функционирования и межэтнического взаимодействия на разных этапах развития общества и др,
    Психологическая природа идентичности в её социальном и глубинно-личностном аспектах заложена в трудах таких иностранных исследователей, как Т, Адорно, Г, Лебон, Г, Олпорт, Г, Тард, З, Фрейд, Э, Фромм, К, Г, Юнг и др, Психологические аспекты самоидентификации личности рассматривают Д»

    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика