Учебная работа № /6306. «Контрольная Социологические концепции представителей формальной школы социологии
Содержание:
Введение …………………………………………………………….…………… 3
1. Социологическая концепция Ф. Тенниса …….………………….………….. 5
2. Социология Г. Зиммеля ………….….……………………………………… 13
Заключение …………………………………………………….…….…….…… 22
Список литературы ………………………………….…………………………. 24
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Теоретическое значение работы тенниса «Общность и общество»
Понятия «общность» как форма социальных связей, «общество»; дихотомия «общности» и «общества» как двух типов социальности; обычай как регулятор социальных связей в «общности»
Политические взгляды Тенниса, Социально-критическая, антикапиталистическая направленность концепции Тенниса, Влияние идей Маркса на творчество Тенниса
Социологическая концепция тенниса и политика социальных реформ
Работы Зиммеля: «О социальной дифференциации», «Философия денег»
Философские и методологические предпосылки социологической концепции Г, Зиммеля
Г, Зиммель о природе социального факта, Понятие «чистый факт социации»
Типология форм социации господства и подчинения, иерархии, корпорации, конкуренции, брака и др,
Список литературы
Ф, Теннис о предмете и структуре социологии
эмпирический социология теннис
Ф, Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид, Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гельштат), чья сила определяется взаимосвязью частей (отдельных членов), Чем сильнее гельштат, тем больше положение и поведение его членов зависит от внутригрупповых отношений, Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти, Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческий дух как воля и разум формирует исторические процессы, Образующиеся в ходе межличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственно переживаются, носят социально-психологический характер,
По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей,
Концепция социологии Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии,
Теннис подразделяет социологию на общую и специальную,
Общая социология, по мысли Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие и взаимоотрицания), включая биоантропологические, демографические и др, аспекты, в том числе и общие с формами социальной жизни животных, Однако подробно он ее не рассматривает,
Специальная социология имеет только ей присущий предмет — социальное, которое образуется за счет взаимодействия людей, Специальная социология подразделяется на «чистую» (теоретическую), «прикладную» и «эмпирическую» (социографию),
Чистая (теоретическая) социология Тенниса
Как целое, общество и общность представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы, В этом качестве общность и общество являются предметом чистой социологии,
Основу историко-социальной концепции Тенниса составляет установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохи общности,
Чистая (теоретическая) социология разрабатывает формализованную систему внеисторических — «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества»,
У Тенниса чистая социология — это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления — абстрактно-дедуктивных методов, Он выстраивает разветвленную систему «чистых» — внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной эволюции, Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города,
Данная проблематика разработана Теннисом в основной работе «Общность и общество» (1887), в которую во втором издании (1912) был внесен подзаголовок «Основные понятия чистой социологии», Сама работа над «чистыми понятиями» вошла разделом «Операционализация понятий»: значение любого понятия определяется операциями, применяемыми для его измерения»