Учебная работа № /6176. «Курсовая Особенности технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Пожилые люди, как особая социальная категория 5
1.1. Социально-психологические особенности лиц пожилого возраста 5
1.2. Положение лиц пожилого возраста в России 9
Глава 2. Исследование технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста 15
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложения 27
Введение
Тема данной работы «Особенности технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста» — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день
Актуальность объясняется тем, что проблема одиночества пожилых людей представляет собой новый социальный феномен XX века, особенно последних десятилетий.
При этом плохие условия существования, бедность, одиночество создают тот комплекс вторичных факторов, который способствует превращению старости из «золотой поры» свободного времяпрепровождения в период одряхления, сопряженный со значительной зависимостью от семьи и общества.
Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства, а повышение их качества жизни представляет собой специфический объект социальной работы.
Понятие «качество жизни» включает в себя взаимосвязь социально-экономических факторов и состояния здоровья человека. Это комплекс физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных и общекультурных факторов, определяющих способность человека к функционированию в обществе, а также его удовлетворенность жизнью [28, 9].
Учитывая, что в современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение можно отметить важность проблемы организации досуга для лиц пожилого возраста.
Ограничение набора их социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки образа жизни этих людей. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми.
Поэтому целью работы является изучение особенностей технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста
Объект: формы работы с лицами пожилого возраста
Предмет: технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста
Задачи:
1. изучить социально-психологические особенности лиц пожилого возраста
2. определить положение лиц пожилого возраста в России
3. исследовать технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста
4. на основе заключений анализа технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста внедрить методику данной специфики
Гипотеза досуговые технологии являются эффективной формой повышения качества жизни лиц пожилого возраста
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ документации, наблюдение.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Контрольная работа
Организация социальной защиты населения в сфере культурно-досуговой деятельности
1, Социальная работа и теория организации культурно-досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью жизни общества, а ее формы и виды имеют свои корни в историческом прошлом, но при этом активно соприкасаются с деятельностью социального работника на современном этапе,
Для специалиста по социальной работе особое значение имеет социальная функция культурно-досуговой деятельности, в особенности ее рекреационная составляющая, поскольку основной целью данной деятельности является восстановление жизненной энергии, утраченных сил человека, Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что культурнодосуговая сфера, особенно процесс ее организации, теснейшим образом связан с развлекательной и гедонистической (наслаждение, удовольствие) функциями, так как именно они обеспечивают комфортные условия для того, чтобы человек с накопившимся социальным напряжением, прибегнув к помощи социального работника, в рамках выше обозначенных функций был способен снять излишнее напряжение и получить удовольствие от свободы, веселья и др,
Отсюда становится понятным, что досуговое время человека должно быть посвящено духовному росту, активному развитию эмоциональной, и что очень важно, художественной и эстетической сферам личности, Здесь явно проявляется назначение культурно-досуговой деятельности через привлечение человека к культуре, в основе которой лежит творчество, которое, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на его жизнь и все виды деятельности,
Досуг в контексте человеческой жизнедеятельности определяется как часть внерабочего времени, остающегося после вычета непреложных затрат (сон, принятие пище, самообслуживание и др,), как деятельность по реализации свободного времени,
Культурно-досуговая деятельность — это целенаправленный процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности, или перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга,
Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности, Для эффективного включения человека в сферу досуга специалист по социальной работе, используя средства, технологии и методы досуговой деятельности в процессе организации досуга, будет способствовать духовному росту, развитию эмоциональной и художественно-эстетической сфер личности, Однако отсутствие возможности провести досуг с пользой приводит к негативным социальным проявлениям, Именно здесь социальный работник, объединив два направления: организацию досуга в направлении самодеятельного творчества и практику применения в её реализации специалистом по социальной работе, будет способствовать самореализации личности в процессе реального досуга,
При таком взаимодействии ярко реализуется социальная составляющая досуговой деятельности, которая направлена на формирование положительного отношения человека с человеком и на организацию общественной жизни в целом, Две направляющие — культурная и социальная — органически связаны и выступают как двуединство,
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств Понукалина О,В, Социальное конструирование представлений истории досуга // Высшее образование в России, 2009, № 1, С, 118,,
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация (№ ЭЭ5-ФЗ от 21,12,2009 г,),
Понятие культурно-досуговая деятельность вошло в научный оборот в 80-х гг, XX в, Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности,
Определение сущности понятия досуг отражается в трех наиболее распространённых концепциях: деятельностной, философско-социологической и общесоциологической»