Учебная работа № /3422. «Диплом Влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младших школьников
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Общение в педагогическом процессе.
1.1. Общение: понятие и основные подходы в психологии.
1.2. Виды общения коммуникаций.
1.3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе.
ГЛАВА 2. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие.
2.1. Возрастные особенности младших школьников.
2.2. Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия.
2.3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла (музыки).
ГЛАВА 3. Организация и методики исследования.
ГЛАВА 4.Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
ГЛАВА 5. Психолого-педагогические рекомендации.
ВЫВОДЫ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
собеседника.
2.Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:если нужен,-то активно вступают в контакт,если
мешает-оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3.Формально-ролевое общение,когда регламентированы и содержание,и средства общения и вместо знания
личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4.Деловое общение,- когда учитывают особенности личности,характера, возраста, настроения
собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5.Духовное,межличностное общение друзей,когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к
помощи слов,друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.
6.Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника,используя разные приемы (лесть,
запугивание, демонстрация доброты и т.п.),в зависимости от особенностей личности собеседника.
7.Светское общение.Суть его в беспредметности,т.е,люди говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях; это общение закрытое,т.к,точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого
значения и не определяют характера коммуникаций.
Микровывод,Общение — базовая категория, логический центр общей системы психологической проблематики, однако, недостаточно разработана.
$2.ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и
как делает, словом,как себя ведет.
Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает,А не воспринимать зрители-слушатели не могут-для того
они и собрались,И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат,какая
поведенческая картина сопутствует им.
Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный-от лат,слова устный, словесный) и неречевой
(невербальный)каналы общения,Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет важную роль точность употребления слова,его
выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция
высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация,
дикция речи.
Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при
общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звуки-это кашель; нулевые звуки-это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.
Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%,
неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом,беседуем всем телом” Публиций).
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт);
б)просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох,смех,плач,т.е,интонационные характеристики
голоса);
в)токесика(тактильные взаимодействия);
г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е,пространственная организация общения).
Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал
применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие возможности подделать эти импульсы
позволяет нам доверять этому языку больше,чем вербальному каналу общения.
Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю,
независимо от того, что говорит человек:
-индивидуально-личностная
-эстетическая
-эмоциональная
-психологическая
-социально-иерархическая
-возрастная
-половая
-медицинская
-пространственная и другие.
А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.
1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или
иной длительности пребывания.
-повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
-у каждого человека в силу его индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности.
И,скажем,у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и
предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
-психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он
обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
-умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и
значительным результатам.
2.Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения
отношения к ученикам,Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то — менее всего нам известно,Это происходит
в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения,Однако воспринимающим нас
людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
3.Мимическая выразительность.
Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень.Ведь
мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно — в “чистом виде” без
словесного сопровождения.
4.Интонационное поведение — это психическое явление вполне правомерно обозначить
термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие
показатели,Совершенно не случайно,что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.
5.Саморегуляция речи — выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее
темпо-ритмической характеристикой.
Известно,что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний,Весьма важно и то, как звучит содержательная
речь.Это требование к устной речи особо возрастает,когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки — главная учительская аудитория.
Микровывод:передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями.
В педагогическом общении важны оба эти вида,так как они всегда существуют вместе.
$3.СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕС- СЕ»