Учебная работа № /1426. «Курсовая Прокурорский надзор за органами дознания
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Орган дознания как объекта прокурорского надзора
1.1. Понятие органа дознания
1.2. Различие между органами дознания и лицом, производящим дознание
1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия
Глава 2. Прокурор и его полномочия при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания
2.1. Когда предварительное следствие обязательно
2.2. Когда предварительное следствие не обязательно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Выдержка из похожей работы
возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом
и Правительством РФ,Таким образом, употребляемый в ст.ст,1,21 Закона термин
«закон» следует понимать в собирательном значении, близком
к термину «законодательство», а не буквально.
Особенность
прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля,
осуществляемого другими государственными
органами, выражается в том, что основанием применения прокурором
своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов,Обладая
такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает
другие надзорные действия.
В отличие от других отраслей
прокурорский надзор за исполнением
законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей
подавляющее большинство законов, за исключением тех, что
регулируют деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных
судов, а также органов, исполняющих наказания, назначенные
судом.
По числу и
разнообразию органов, за исполнением законов которыми
осуществляется надзор, эта отрасль наиболее сложная и трудоемкая.
Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) учрежден с целью
обеспечения единообразного понимания и точного исполнения
законов органами представительной и исполнительной власти, органами
контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными
организациями, должностными лицами и гражданами,Эта цель конкретизируется в
законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, применительно к задачам,
стоящим перед обществом и государством на
определенных этапах их развития.
В ст,1 Закона о
прокуратуре закреплено: прокурорский надзор за исполнением законов, как и
надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности,
защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых за-
коном интересов общества и государства.
Прокурорский
надзор за исполнением законов направлен на то, что-
бы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти,
государственного управления, контроля, других
органов, соответствовали законам, чтобы эти законы точно и едино-
образно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности
(подведомственности), должностными лицами и гражданами,Именно
в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов.
Актуальность осуществления
прокурорского надзора за исполнением
законов обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности
органами представительной власти, органами государственного
управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное
значение для успешного выполнении стоящих перед российским государством задач.
В первую очередь, на этих органах лежит
обязанность претворения в жизнь законов, направленных на повышение
жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики,
укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и
свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
Осуществляя
прокурорский надзор за исполнением законов, прокуроры способствуют тем самым
развитию рыночных отношений в России, повышению стабильности в обществе,
укреплению государственности, становлению правового государства, т.е.
реализации социально-экономических, иных реформ.
В связи с ростом преступности в
последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов
как раннего средства предупреждения преступлений,Осуществляя надзор, прокуроры
выявляют не только преступления, но и, что особенно важно, — правонарушения,
которые могут перерасти в преступления либо способствуют совершению
преступлений.
Конкретные задачи
прокурорского надзора за исполнением законов
применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и
специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях
Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.
Особое место среди этих актов занимает приказ Генерального прокурора
РФ от 22.05.96 г,№ 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
В обобщенном виде задачи прокуроров
при осуществлении надзора за
исполнением законов состоят:
а) в обязательном
вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов
путем принятия мер к выявлению и
устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
б) в наиболее
полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов
в предупреждении правонарушений и, в
первую очередь, преступлений;
в) в активизации
и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и
правоохранительных органов, направленной на
обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление
законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок
в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в
подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в
учреждениях и в организациях;
г) в более
активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за
совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом
ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного,
имущественного положения, памятуя
о том, что перед законом все равны;
д) в доведении до
населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать
информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского
надзора за исполнением
законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и
привлечению к ответственности виновных лиц с
указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в
регионах;
е) в выявлении
пробелов (дефектов) действующего законодательства,
потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер
к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные
(законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной
инициативы.
При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через
вышестоящих прокуроров;
ж) в повышении
правовой культуры должностных лиц, в особенности
руководителей государственных органов, издающих правовые акты и
совершающих другие юридически значимые действия, руководителей
коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан,
привитии им потребности точного исполнения законов,В наибольшей мере этому
способствует активно осуществляемый прокурорский
надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных
предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное
требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за
исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его
влиянии на конечный результат состояние законности и правопорядка.
2,Полномочия прокурора по надзору за исполнением
законов
Для успешного
осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены
определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е,обладают
соответствующими полномочиями,Полномочия прокуроров при осуществлении
прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и
целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две
группы.
Первая группа
полномочий прокуроров по надзору за исполнением
законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и
способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление
виновных в этом лиц,Эти полномочия закреплены в п,1 ст»