Учебная работа № /1405. «Диплом Особенности познавательных процессов детей 5-7 лет. Память. Мышление. Речь
Содержание:
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Память и ее особенности в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Мышление и его особенности в старшем дошкольном возрасте 22
1.4. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 28
1.5. Соотношение развития памяти, мышления и речи 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Результаты исследования и из интерпретация 45
2.3. Организация и содержание коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов: памяти, мышления и речи 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Гипотеза исследования: формирование памяти, мышления и речи у детей 5-7 лет происходит параллельно, поэтому низкий уровень сформированности одного из познавательных процессов (памяти, мышления и речи) приводит к нарушению развития всех познавательных процессов (памяти, мышления и речи).
Исходя из цели и гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:
1) Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) Рассмотреть память, мышление и речь в системе познавательных процессов и ее специфику у детей в старшем дошкольном возрасте;
3) Исследовать психологические особенности познавательной сферы детей и их влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию познавательных процессов (памяти, мышления и речи) у детей 5-7 лет.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, статистический анализ, графический анализ, корреляционный анализ и соответствующие методики:
1) Для оценки типа памяти была использована методика «Изучение типа памяти» А. В. Петровского.
2) Тест «Память на образы» П. Торренса был использован для определения уровня развития образной памяти младших школьников.
3) Для изучения мышления использована методика А. Афонасьевой «Сравнение понятий».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в 2008 г. в г. Москва на базе ДШИ «Вдохновение». В исследовании принимало участие 28 испытуемых – старших дошкольников, проходящих подготовку к обучению в школе (нулевой класс).
Выдержка из похожей работы
материальную форму своего проявления,Механизмом мышления человека является
скрытая, беззвучная, внутренняя речь,Она характеризуется скрытой,
незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.
Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного
мозга,Особенностью внутренней речи является ее сокращенность,
конспективность, свернутость,Но при возникновении мыслительных затруднений
внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную
или громкую речь,Это позволяет лучше анализировать и закреплять
абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п,Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных
признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством
передачи знаний другим людям,Только благодаря языку общественно-
исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного
индивидуума,Орудием мышления является значение слова,Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных
условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е,на
общественно-историческом опыте человечества,Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно
вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя
практически,Но постепенно из практических действий выделялись
самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают,
ориентируют практические действия,В процессе исторического развития
мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам;
постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в
сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
2.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в
структуре психики человека относится к психическим познавательным
процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми
воздействий окружающей действительности,Традиционные в психологической науке определения мышления обычно
фиксируют два его существенных признака:
обобщенность и;
опосредствованность.
Т.е»