Учебная работа № /1366. «Диплом Проблемное обучение математике младших школьников
Содержание:
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Проблема развития творческого мышления
1.3. Условия формирования творческого мышления младших школьников
Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся
2.1. История развития теории проблемного обучения
2.2. Современная технология проблемного обучения
2.3. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситуаций на уроках математики и их влияние на развитие творческого мышления младших школьников
3.1. Изучение творческого мышления младших школьников
3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления учащихся
3.3. Обработка результатов педагогического исследования
3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников
Заключение
Библиография
Приложение
Выдержка из похожей работы
учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими
затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем,
внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс
управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических
целей.
Ввиду
большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные
их классификации по тем или иным характерным признакам,Так, в настоящее время
существует несколько основных научных концепций процесса обучения,
представляющих теории построения системы мыслительной активности, в частности
процесса запоминания и воспроизведения информации, формирования умений и
навыков: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии,
интериоризаторские, а также менее распространенные технологии
нейролингвистического программирования и суггестопедии,Они основываются на
различных особенностях мышления и психики, например, согласно
ассоциативно-рефлекторной концепции (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Ю.А.Самарин и
др.) знания усваиваются в результате образования в сознании учащегося ассоциаций
различного характера, согласно суггестопедической (В.Н.Мясищев, Г.К.Лозанов и
др.) – в результате эмоционального внушения, согласно гештальттехнологии
(М.Вертхеймер, Г.Мюллер, К.Коффка и др.) – в результате запечатления в сознании
структуры и смысла информационных блоков-гештальтов,Концепция проблемного
обучения имеет в своей основе подоплеку развития, а не усвоения знаний, вместе
с тем, в ней заложена идея большей прочности знаний при их самостоятельном
достижении учащимся.
По
целевой ориентации педагогические технологии подразделяются на несколько групп:
направленные на формирование знаний, умений и навыков, на формирование способов
умственных действий, на формирование эстетических и нравственных отношений, на
формирование самоуправляемых механизмов личности (технологии саморазвития), на
формирование действенно-практической сферы и на развитие творческих
способностей,Необходимость каждой из этих целей признается, как правило, любой
педагогической технологией,Вместе с тем, каждая педагогическая технология
по-своему расставляет акценты в иерархии целей обучения, будь то формирование
знаний, умений и навыков, личностное развитие учащихся и т.д,Так, в
традиционном подходе к обучению отдается приоритет передаче учащимся
максимального объема знаний, умений и навыков, что в итоге должно привести к
развитию личности и формированию базы для саморазвития,Приоритет знаниям,
умениям и навыкам отдается и многими более или менее современными
педагогическими концепциями, такими как программированное обучение (П.Я.Гальперин,
Н.Ф.Талызина и др.), технология укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев,
Б.П.Эрдниев) и т.п,– представляющими собой усовершенствование методики
преподавания и структуры учебного материала,Технологии развивающего обучения
также предполагают передачу учащимся значительного объема знаний, умений и
навыков, но при этом они сместили образовательные акценты: знания являются не
самоцелью, а средством: средством развития теоретического мышления (В.В.Давыдов,
Д.Б.Эльконин и др.), или всестороннего развитие ученика (Л.В.Занков и др.).
Проблемное же обучение в настоящее время имеет несколько разновидностей, в
зависимости от того, какая цель выделяется педагогом в качестве основной,Так,
это может быть усвоение учащимися знаний, умений и навыков, тогда педагог
руководит и направляет процесс разрешения проблемных ситуаций, и за счет
увеличения самостоятельности и персонализации получаемых знаний, они в большей
степени усваиваются учениками, чем при объяснительно-иллюстративных и
репродуктивных методах, а учебный процесс активизируется за счет большего
интереса со стороны учеников – проблемное обучение превращается в
усовершенствование методики преподавания и структуры учебного материала,Основной
целью может стать творческое развитие учащихся, тогда педагог использует по
большей части проблемные ситуации, изначально не имеющие однозначного ответа,
поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу —
проблемное обучение превращается в совершенно иной вид обучения (А.В.Хуторской
выделяет такой подход уже как концепцию эвристического обучения ([11])),У
проблемного обучения есть определенная связь также с теорией и практикой
методов дополнительного образования – общая идея обучения как индивидуально
интересного процесса субъективного открытия,Проблемное обучение может быть
близко и к развивающему обучению, если его задачей ставится развитие интеллекта
учеников – за счет увеличения самостоятельности учащихся при разрешении
проблемных ситуаций формируется активная познавательная деятельность,
достигается свобода и органичность применения способов умственных действий,В
теории все эти цели признаются в проблемном обучении, но на практике педагог
самостоятельно выстраивает ту или иную иерархию при структурировании учебного
материала, разработке методики и реализации учебного процесса.
Еще
одной важнейшей классификацией педагогических технологий является в настоящее
время их разделение по подходу к ученику, по определению его места в системе
обучения»