Главная » Финансы » Учебная работа. Порядок планирования и исполнения государственного бюджета № 105

Учебная работа. Порядок планирования и исполнения государственного бюджета № 105

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Порядок планирования и исполнения государственного бюджета № 105

Реферат

Порядок планирования и исполнения государственного бюджета

Саранск 2008

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………3 стр.

2. Основы составления проектов бюджетов…………………………………………..4 стр.

3. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов…………………………………..8 стр.

4. Порядок исполнения бюджета………………………………………………………12 стр.

5. Отчет об исполнении бюджета……………………………………………………..17 стр.

6. Заключение…………………………………………………………………………..21 стр.

7. Список использованных источников………………………………………………23 стр.

1. Введение

Бюджет – это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению – фонд денежных средств, по организационной форме – финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

Регламентацию процедур составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета обеспечивает Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса.

Составление бюджета – стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Рассмотрение и утверждение бюджета – это стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Исполнение бюджета – это стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

2. Основы составления проектов бюджетов

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости дости­жения минимальных государственных социальных стандартов на ос­нове нормативов финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг в соответствии с другими норма­ми (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления. Составление бюджетов — стадия бюджетного процесса, на ко­торой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Основой для своевременного и качественного составления проектов бюджетов служат необходимые для этого сведения: о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налого­вым законодательством; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней; предполага­емых объемах финансовой помощи, предоставляемой из других бюджетов; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансо­вых затрат на предоставление государственных или муниципаль­ных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченнос­ти. Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной сис­темы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Разработка проекта бюджета включает две стадии — подгото­вительную и конкретно-адресную. На подготовительной стадии проводятся организационно-ме­тодические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета оче­редного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; ус­танавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов. Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюд­жетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, програм­мам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

На основании прогноза социально-экономического развития стра­ны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, со­ставляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федераль­ному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, пред­шествующего очередному финансовому году). С Бюджетного посла­ния и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, фи­нансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

(1) Бюджетном послании Президента РФ;

(2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

(3) ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

(4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

(5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:

• основные характеристики бюджета (общий объем доходов и рас­ходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ и нормативы отчислений от собственных доходов бюд­жета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

• расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд­жетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;

• распределение бюджетных ассигнований по главным распоря­дителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной струк­турой расходов соответствующего бюджета;

• источники финансирования дефицита бюджета за счет государ­ственных или муниципальных внутренних заимствований;

• верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

• предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

(а) верхний предел государственного внеш­него долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

(б) предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

(в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

(г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным го­сударствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам — участникам СНГ);

(д)предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привле­чение внешних заимствований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

(1)прогноз консолидированного бюджета соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

(2)адресная ин­вестиционная программа на очередной финансовый год;

(3)план развития государственного или муниципального сектора экономики;

(4)структура государственного или муниципального долга и про­грамма внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

(5)программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

(6)оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

3. Основы рассмотрения и утверждения бюджета

В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите­ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко­миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен­ной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно­гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты ее работы должны быть дове­дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ­ствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль­ном бюджете в нескольких чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде­рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука­занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред­ставляет его на рассмотрение Думы. В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ­ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин­ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери­стики федерального бюджета, к которым относятся: доходы феде­рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ­ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю­чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо­проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ­ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра­вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра­вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо­ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра­вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель­ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла­сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо­го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра­боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже­те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен­ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Если феде­ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора­ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо­танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про­екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави­тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе­деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по разделам функциональной классификации рас­ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже­та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель­ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас­пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета­ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде­рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы, федерального бюджета по подразделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе­дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределе­ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на­правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно­го законопроекта во втором чтении.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде­ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня­тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот­рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера­ции в течение пяти дней после его принятия.

4. Порядок исполнения бюджета

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе­чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представитель­ной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполне­нием федерального бюджета и целевым использованием средств, вы­деляемых из федерального бюджета.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы испол­нения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы испол­нения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключа­ются в том, что функции исполнения бюджета возложены на раз­ные органы — либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначей­ские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с раз­граничением функций между ними в законодательном порядке.

В Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета. Только при условии функциониро­вания казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут осуществлять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюд­жетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и ссуд и осуществление контроля за их возвратом.

Исполнение бюджетов соответствующих уровней возложено на исполнительные органы власти и органы местного самоуправ­ления, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. В исполнении бюджета принимают участие министерства, агент­ства, службы, коммерческие и некоммерческие (включая бюд­жетные учреждения) организации, которые связаны с бюджетом или по доходам, или по расходам, а также Центральный банк РФ и кредитные организации, выполняющие его функции.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:

• единства кассы, когда все доходы, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета поступают на единый счет бюджета, с которого осуществляются все расходы;(С 1 января 2008 годаФедеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 216 настоящего Кодекса утрачивает силу).

• полного и своевременного поступления в бюджет доходов в разрезе отдельных источников;

• своевременного и полного финансирования расходов в со­ответствии с утвержденными бюджетными назначениями с уче­том установленных бюджетным законодательством случаев вне­сения в них изменений в пределах фактического наличия средств на едином счете;

• целевого и эффективного использования бюджетных средств;

• осуществления контроля за соблюдением бюджетного зако­нодательства.

Бюджетное законодательство предусматривает процедуры ис­полнения бюджетов по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает процесс:

• распределения в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• зачисления доходов (собственных и регулирующих) на сче­та соответствующих бюджетов;

• возврата излишне уплаченных сумм доходов;

• учета доходов бюджета и составления отчетности о доходах соответствующего бюджета;(С 1 января 2008 годаФедеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 218 настоящего Кодекса будет изложена в новой редакции).

Исполнение бюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюд­жета с соблюдением обязательных последовательно осуществля­емых процедур санкционирования и финансирования расходов.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта­ми — участниками бюджетных правоотношений, называемыми глав­ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджет­ных средств, получателями бюджетных средств.

Санкционирование расходов представляет собой установление и доведение до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обя­зательств, предварительный контроль и учет по принятию бюд­жетными учреждениями обязательств с целью недопущения при­нятия ими обязательств, не обеспеченных назначениями, преду­смотренными законом о бюджете, с учетом исполнения бюджета по доходам. Санкционирование расходов предполагает следую­щие основные этапы:

• составление и утверждение сводной бюджетной росписи;

• утверждение и доведение бюджетных ассигнований до рас­порядителей и получателей бюджетных средств, а также утверж­дение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

• принятие бюджетных обязательств получателями бюджет­ных средств;

• подтверждение и выверка исполнения обязательств (С 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 219 настоящего Кодекса будет изложена в новой редакции).

В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой норма­тивными документами Правительства РФ и Министерства фи­нансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских доку­ментов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюд­жета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета яв­ляются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных уче­та составляется отчет об исполнении бюджета.

Исполнение бюджета, завершая бюджетный процесс, позво­ляет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составле­ния, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фак­тических данных от запланированных; принять адекватные уп­равленческие решения.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декаб­ря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допуска­ется. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвер­жденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполне­ния федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни­мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые со­ответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам за­вершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступив­шего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, еже­квартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и пред­ставление отчетности об исполнении бюджета осуществляются упол­номоченным исполнительным органом. Единая методология отчетно­сти об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный ор­ган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации пред­ставительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодо­вым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов. Муниципальные образова­ния представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за его исполнением.

Отчет об исполнении бюджета — документ, содержащий уста­новленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюдже­та за определенный период времени.

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министер­ство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми орга­нами на основании учета органами казначейства исполнения бюдже­та и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным годом представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об ис­полнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а за­тем представляется исполнительным органам власти, которые в ус­тановленный срок представляют его представительным органам власти.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряже­ния все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об ис­пользовании государственного или муниципального имущества, за­крепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственно­го имущества РФ составляют сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капита­лы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят сводный отчет об использова­нии средств федерального бюджета, выделенных им по государствен­ным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Форме федерального закона, а также отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет сопровождается следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительст­ва РФ и резервного фонда Президента РФ;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

• реестром федеральной государственной собственности на пер­вый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении фе­дерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 ме­сяца после представления указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий, и готовит заключение по отчету. Государственная Дума рас­сматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает: доклад руководителя Федерально­го казначейства и министра финансов об исполнении федерального бюджета, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

С анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, могут выступить или представить доклады Предсе­датель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбит­ражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: (а) об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; (б) об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае установления фактов недостоверности и неполноты све­дений, содержащихся в заключениях, руководители и аудиторы Счет­ной палаты РФ освобождаются от занимаемых должностей в соот­ветствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо.

Иные должностные лица, указанные в Бюджетном кодексе несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, держащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством РФ.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организа­циях, наложение штрафа, начисление пени, иные меры в соответствии с Бюджетном кодексом и федеральными законами.

5. Заключение

Составление бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, и исполнение бюджета в течение бюджетного года являются одними из этапов бюджетного процесса, который представляет собой действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны.

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

Утверждение госбюджета связано с тем, что принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

6. Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2006, — 504 с.: ил.

3. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 634 с.

4. www.kodeks.ru

5. www.minfin.ru

Учебная работа. Порядок планирования и исполнения государственного бюджета № 105

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика