Учебная работа. Оценка основных фондов и налоги № 43
.
Анализ динамики отдельных налогов и факторов, влияющих на их размеры, важен для разработки мер по совершенствованию налоговой системы и увязки налогов с макроэкономическими показателями.
В 1996 г. в России на долю налога на прибыль предприятий и организаций приходилось 17,3% доходов консолидированного бюджета, 11,5% доходов федерального бюджета и 23,2% доходов территориальных бюджетов.
Налог на имущество относится к налогам субъектов Федерации: 50% его суммы направляется в бюджеты субъектов Федерации, 50% — в местные бюджеты. Конкретные ставки налога на имущество устанавливаются соответствующими органами субъектов Федерации, но не по отдельным предприятиям и отраслям, а в целом для региона. Размер налоговой ставки не, может превышать 1% от налогооблагаемой базы. Источник уплаты налога на имущество — финансовый результат, т.е. балансовая прибыль предприятия. .
Величина налога на имущество зависит от трех факторов: количества объектов налогообложения (в том числе и количества элементов основных производственных фондов), их оценки и степени физического износа. Следовательно, размеры налога на имущество непосредственно зависят от оценки основных фондов.
Размеры налога на прибыль предприятий также в определенной мере зависят от стоимости элементов основных производственных фондов, но опосредованно. Чем больше стоимость элементов основных фондов предприятия, тем больше (при данных нормах амортизации) сумма амортизационных отчислений и, следовательно, тем больше себестоимость продукции и меньше (при данных объемах производства и ценах на продукцию) прибыль предприятия и, соответственно, меньше (при данных ставках) сумма налога на прибыль.
Стоимость элементов основных фондов, учитываемых в балансе предприятия, должна быть как можно ближе к современной рыночной цене этих элементов. Учет всех элементов основных фондов предприятия по современной рыночной цене нужен для того, чтобы амортизационные отчисления давали возможность обеспечивать простое воспроизводство основных фондов; предприятия могли бы определять уровни фондоотдачи и рентабельности производственных фондов (активов) в реальных условиях, сравнивать уровень рентабельности производственных фондов со ставками процентов за кредит, сравнивать указанные показатели с аналогичными показателями других предприятий; знать рыночную цену отдельных элементов основных фондов в случае их продажи, залога) сдачи в аренду, страхования.
Для того, чтобы учесть по рыночной цене на определенную дату все элементы основных фондов предприятия, проводимые переоценки основных фондов, причем чём выше темпы инфляции, тем чаще нужно проводить переоценки. В России переоценки основных фондов проводятся по решению правительства и обязательны для предприятий всех форм собственности.
В 1992-1996 гг. темпы инфляции были высокими. В частности, в капитальном строительстве цены увеличились (в среднем за год) в1992г. — в 16,1 раза, в 1993 г. — в 11,6, в 1994 г. — в 5,3, в 1995 г. — в 2,5, в 1996 г. — в 1,8 раза. А капитальные вложения по вводимым в действие объектам как раз и определяют их стоимость. Поэтому в эти годы переоценки основных фондов проводились ежегодно(кроме 1993г., табл.1).
Таблица 1 Результаты переоценок основных фондов предприятий
и организаций в 1992-1997 гг.
Переоценки | Соотношения попяоб домтановягмьвоЙ и балансовой стоимости основных фондов (в разах) | |||||
Bсe основные фонды | в той числе | |||||
промышленности | сельского хозяйства | строитель-ства | трансдор-тан связя | |||
На 1 июля 1992 т. | I5,7 | 19,7 | 18,7 | 17,1 | 25,3 | |
На 1 января 19Я г. | 20,1 | 21,4 | 23,3 | 16,6 | 21,5 | |
На 1 января 1995 г. | 4,0 | 3,7 | 3,9 | 3,6 | 3,3 | |
На 1 января 1996 г. | 2,63 | 2,45 | 3,71 | 2,56 | 2,54 | |
На 1 января 199Т т.* | 1,32 | 1,26 | 1,34 | 1,30 | 1,31 |
Примечание: По расчетам Госкомстата. После проведения переоценок Предприятиями и организациями индексы будут уточнены.
Как повлияли переоценки основных фондов на размеры налога на прибыль предприятий? В 1993-1995 it. выпуск продукции отраслей материального производства ежегодно уменьшался. Увеличивались и затраты на производство продукции, в том числе и за счет амортизационных отчислений, темпы роста которых превышали темпы роста всех затрат. А рост амортизационных отчислений происходил в результате переоценок основных фондов. При этом темпы роста амортизации были несколько меньше индексов переоценки. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, индексы переоценок зданий и сооружений были выше, чем индексы переоценок машин и оборудования (см. табл.2), а нормы амортизационных отчислений по зданиям и сооружениям значительно меньше, чем по машинам и оборудованию. Во-вторых, коэффициенты пересчета были наибольшими по элементам основных фондов, введенным за несколько лет до даты переоценки. Именно к ним относятся и элементы основных фондов, срок службы которых выше нормативного и по которым амортизация не начисляется.
Таблица 2. Результаты переоценок по видам основных фондов
Отношение восстановительной стоимости к первоначальной (в разах) | Переоценки | ||||
на 1.07.92 | на 1.01.94 | на 1.01.95 | на 1.01.96 | ||
Основные фонды — всего | 18,7 | 20,1 | 4,0 | 2,63 | |
в том числе: | |||||
здания | 19,7 | 26,0 | 4 | 2,52 | |
сооружения | 23,1 | 3,8 | 2,46 | ||
машины и оборудование | 19,9 | 17,1 | 2,6 | 2,50 | |
транспортные средства | 22,2 | 13,0 | 2,4 | 2,32 |
Как повлияли переоценки основных фондов на размеры налога на имущество предприятий? Стоимость основных фондов в постоянных ценах в 1994-1996 гг. практически не изменилась: по отношению к предыдущему году она составляла в 1994 г. 99,7%, в 1995 г. — 100,2%, в 1996 г. — 99,9%. А суммы налога на имущество предприятий значительно увеличились. Основной причиной увеличения сумм налога на имущество предприятий стали переоценки основных фондов (табл.3). Как видим, суммы налога на имущество росли несколько медленнее индексов переоценок. Одна из причин этого — высокие индексы переоценки жилых зданий. Впервые они были переоценены по состоянию на 1 января 1995 г. Поэтому стоимость жилых зданий после этой переоценки резко увеличилась — в 32,7 раза при индексе переоценки всех основных фондов, равном 4. При переоценке на 1 января 1996 г. стоимость основных фондов жилищного хозяйства увеличилась в 3,62 раза при общем индексе переоценки, равном 2,63. Поскольку налог на имущество предприятий рассчитывается без учета жилых зданий, постольку темпы роста налога на имущество были меньше индексов переоценок основных фондов. Другая причина — увеличение физического износа основных фондов. В годы кризиса по большинству предприятий резко сократились масштабы замены физически и морально устаревших средств труда новыми, технически прогрессивными, по многим предприятиям замена вообще не производилась, поэтому увеличивалась степень физического износа элементов основных фондов (табл.4), вследствие чего несколько уменьшились суммы налога на имущество предприятий.
Таблица 3 Результаты переоценок основных фондов и суммы налога на имущество предприятий в 1992-1996 г.
Примечания: «Без жилых зданий, включая передаточные устройства 2) Без жилых зданий
В 1993-1995 гг. темпы инфляции были весьма высокими. Например, индексы цен предприятий-производителей на промышленную продукцию составили (декабрь к декабрю предыдущего года, в разах) в 1993 г. — 10, в 1994 г. — 3,3, в 1995 г. — 2,8 раза. Предприятиям удавалось столь значительно увеличивать цены на выпускаемую продукцию, что их рост компенсировал снижение объемов производства и увеличение затрат на производство продукции. Прибыль предприятий увеличивалась и соответственно увеличивались суммы налога на прибыль.
В 1996 г. объемы производства продукции по отраслям также снизились (на 4-10%), затраты на выпуск продукции увеличились, причем в наибольшей мере по статье «амортизационные отчисления» (рост амортизации вызван переоценкой основных фондов на 1 января 1996 г.). Но заметно уменьшившийся по сравнению с предыдущими годами рост цен на продукцию предприятий (например, индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию снизился с 2,8 раз в 1995 г. до 1,3 раз в 1996 г.) не дал возможность компенсировать уменьшение объемов производства и рост затрат на производство продукции. Сумма прибыли резко уменьшилась и соответственно уменьшилась сумма налога на прибыль.
Гбгультпщ переоценок основных фондов (первая графа — переоценка на t июля 1992 г., следующие графы — переоценки на 1 января соответствующего года): | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996г. |
Основные фонды (трлн. руб.) | ||||
— первоначальная стоимость | 2,2 | 59,2 | 1223,0 | 5274 |
— восстановительная стоимость | 41,3 | 1189,6 | 4891,7 | 13870,5 |
Отношение восстановительной стоимости к первоначальной (в разах) | 18,7 | 20,1 | 4,0 | 2,63 |
Сумма налога на имущество предприятий (трлн. руб.) | 0,3 | 4,0 | 15,8 | 36,l |
Увеличение сумм налога за год (в разах) | 6 | 16 | 3,3 | 2,3 |
Отношение индекса роста сумм налога на имущество к индексу переоценке | 0,8 | 0,82 | 0,87 |
Таблица 4 Степень физического износа элементов основных
фондов (на конец года, в %)
1992 г. | 19931-. | 1994 г. | 1995r. | |
Все основные фонды (включая скот) | 42 | 33,7 | 37,2 | 37,4 |
производственные основные фонды промышленности | 49 | 39,9 | 45,8 | 44,6 |
сельского хозяйства | 37 | 32,6 | 37,4 | 38 |
строительства | 44 | 34,4 | 36,3 | 32,7 |
торговли и общественного питания | 41 | 28 | 32,1 | 33,8 |
В перспективе, когда стабилизируются цены, начнется подъем производства, будут увеличиваться объемы капитальных вложений, на размеры налога на имущество предприятий основное влияние будут оказывать не рост цен и соответственно переоценки основных фондов, а увеличение физического объема имущества, в том числе основных фондов, нематериальных активов, замена физически и морально устаревших средств труда новыми, уменьшение степени физического износа элементов основных фондов. По нашим расчетам, снижение степени износа основных фондов на 1% дает прирост налога на имущество в сумме около 0,7 трлн.руб. Взаимосвязь отношения налога на имущество к прибыли с рентабельностью налогооблагаемого имущества определяется формулой налог на имущество равен Н=t.Ст, где t — ставка налога на имущество, Ст — среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества (1).
Балансовая прибыль предприятия равна П„=Р^х Ст, где Р — рентабельность налогооблагаемого имущества, Ст — среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества (2).
Из формулы 2 определим стоимость налогооблагаемого имущества и подставим ее значение в формулу 1. Имеем Ст =Пб (3)
Ри Н„ =tu-Пб (4)
Ри
Разделив обе части формулы 4 на балансовую прибыль Пр, получим
Ни =tu., (5)
Пб Ри
то есть отношение налога на имущество к балансовой прибыли предприятия равно отношению ставки налога на имущество к рентабельности этого имущества. Например, при ставке налога 2% и рентабельности имущества 20% налог на имущество составит 10% балансовой прибыли.
Анализ данных ряда предприятий отдельных городов и областей свидетельствует, что в 1996 г. рентабельность основных производственных фондов заметно снизилась, а доля налога на имущество в балансовой прибыли — увеличилась. Так, рентабельность основных производственных фондов по предприятиям Санкт-Петербурга в 1995 г. составляла 56,3%, в первом полугодии 1996 г. — 19,8%, по Нижегородской области — соответственно 80,9 и 40,3%, по Брянской области — 14,9 и 5,2%. Налог на имущество по предприятиям Санкт-Петербурга в 1995 г. составлял в среднем 21,6% к балансовой прибыли, в первом полугодии 1996 г. — 38,2%, по Нижегородской области — соответственно 9,5 и 51,9%, по Брянской области— 22,9 и 66,5%, по Москве — 6,6 и 8,7%. Несомненно, значительную роль в этом сыграли результаты переоценки основных фондов на 1 января 1996 г. С одной стороны, рентабельность основных производственных фондов уменьшилась из-за увеличения их стоимости после переоценки и уменьшения размеров прибыли из-за увеличения амортизационных отчислений в результате переоценки. С другой стороны, в результате переоценки увеличилась сумма налога на имущество предприятий.
Определяя долю налога на имущество в прибыли предприятия, надо иметь в виду следующее. Поскольку налог рассчитывается исходя из стоимости имущества, отсутствует прямая связь между наличием источника уплаты налога (балансовой прибыли) и начислением самого налога. Поэтому нередки случаи, когда сумма налога на имущество превышает сумму прибыли предприятия. Так, на Брянском заводе «Индуктор» налог на имущество в первом полугодии 1996 г. составил около 210% к балансовой прибыли, в ОАО»Бокситогорский глинозем» — 454%, на Невельской обувной фабрике в Псковской области — 279% и т.д. В других случаях налог на имущество рассчитан, а предприятия убыточны, т.е. не имеют прибыли. В результате идет накопление задолженности по налогу на имущество. Результаты переоценок основных фондов и, следовательно, их влияние на размеры налога на прибыль и налога на имущество предприятий во многом зависят оттого, каким методом производилась переоценка. При переоценках применялся в основном индексный метод: балансовая стоимость основных фондов по укрупненным их видам и группам умножалась на данный Госкомстатом коэффициент пересчета по данному виду (группе) основных фондов.
Первая же переоценка выявила недостатки индексного метода. Коэффициенты пересчета определялись по укрупненному виду (группе) основных фондов как средневзвешенная величина, учитывающая индекс цен за соответствующий период по основным средствам труда, представляющим данный вид (группу). А гамма имеющихся у предприятий средств труда данного вида (группы), число их типоразмеров, моделей значительно шире набора, охваченного для расчета коэффициентов пересчета. Поэтому после переоценки стоимость отдельных элементов основных фондов нередко оказывалась либо завышенной, либо заниженной по сравнению с реальной их рыночной ценой.
Неточности переоценки приводят к ряду негативных последствий. Так, предприятия вынуждены уплачивать больший, чем следовало бы, налог на имущество, если его оценка оказалась завышенной. Если предприятие решило продать элемент основных фондов с завышенной оценкой, то у него возникнет искусственный убыток. В Инструкции ГНС №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» сказано, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки. При этом отрицательный финансовый результат сделки налогооблагаемую Прибыль не уменьшает. Например, после переоценки на 1 января 1995 г. восстановительная стоимость компьютеров с 286-м процессором оказалась р 2 раза выше рыночной цены компьютеров с Pentium-процессором. Предприятия и организации, имеющие компьютеры с 286-м процессором, стали выплачивать неоправданно высокий налог на имущество по этим компьютерам. А если они продадут эти компьютеры, то будут иметь искусственный убыток.
При завышении стоимости элементов основных фондов в результате переоценки неоправданно увеличиваются амортизационные отчисления и, следовательно, себестоимость выпускаемой продукции. В этом случае предприятия вынуждены иногда продавать свою продукцию по цене, ниже себестоимости. При этом они уплачивают дополнительный налог на прибыль, поскольку при расчете этого налога должны довести цену до такой, которая соответствует нормальной отраслевой рентабельности, рассчитать искусственным путем прибыль и заплатить налог.
Чтобы избежать недостатков индексного метода, предприятиям разрешено рассчитывать стоимость отдельных элементов основных фондов не по коэффициентам Госкомстата, а исходя из реальных рыночных цен, взятых ими у продавцов этих элементов основных фондов, в каталогах, прайс-релизах и т.д.
Впервые оценка имущества не по индексам Госкомстата, а по действовавшим на момент переоценки рыночным ценам была разрешена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. №1148 при проведении переоценки на 1 января 1996 г. В качестве подтверждения рыночной стоимости объекта предприятиям разрешено использовать экспертные заключения независимых оценщиков (п.З приложения к Приказу МФ РФ от 19 декабря 1995 г. № 130). При этом не были введены ограничения на право пользования услугами любой организации оценщиков. Работы могут быть оформлены как консультационные или аудиторские, или как «услуги сторонних организаций по управлению производством», но в любом случае при наличии договора и акта приемки работ. Соответствующие суммы могут быть включены в затраты. Исключение составляют лицензируемые виды деятельности.
Переоценки основных фондов создают трудности в разработке финансовых планов (бизнес-планов) предприятий, бюджетов всех уровней. Эти планы и бюджеты составляются до начала планируемого года, когда еще не известны результаты переоценки основных фондов на 1 января этого года. А ведь эти результаты влияют на амортизационные отчисления и, следовательно, на размеры себестоимости продукции и прибыли, на размеры налога на прибыль и налога на имущество предприятий, на источники финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств предприятий, на цены продукции предприятий.
Коллизии по поводу переоценки основных фондов на 1 января 1996 г. возникли, в частности, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Переоценку предприятия этих отраслей, как и все предприятия должны были завершить к 15 февраля 1996 г. и по переоцененным основным фондам начислять амортизацию. При этом средняя себестоимость добычи тонны нефти сразу возросла бы с 209 до 344 тыс.руб., а цены на нефтепродукты увеличились бы в 1,7-1,9 раза. Чтобы не допустить этого, постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 421 нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим организациям было предоставлено право осуществлять по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переоценку основных фондов, находящихся на их балансе по состоянию на 1 января 1996 г., равномерно по кварталам с применением понижающих коэффициентов к индексам переоценки стоимости основных фондов, установленным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, а также к индексам, полученным при переоценке, осуществляемой в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1148. Переоценку предписывалось завершить в октябре 1996 г., обеспечив увеличение стоимости основных фондов до уровня, соответствующего рассчитанному по указанным индексам. Результаты переоценки отражались в квартальных балансах. Тем самым переоценка основных фондов была растянута во времени.
В целях преодоления указанного недостатка изменены и условия переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. Предприятия могут проводить ее в течение года, т.е. сами выбирают время пересчета основных фондов. Результаты переоценки по состоянию на 1 января 1997 г. будут отражены в балансах предприятий на 1 января 1998 г. Важно, что результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 январяя1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество предприятий за 1996 и 1997 годы, а также при расчете амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 г. Тем самым облегчается разработка финансовых планов предприятий, бюджетов всех уровней на 1997 г., а также устраняются негативные влияния переоценки на финансовые показатели предприятий в 1997 г. В то же время при разработке финансовых планов и бюджетов всех уровней на 1998 г. стало возможным учесть результаты переоценки основных фондов на 1 января 1997 г., в том числе можно будет точнее определить размеры налога на имущество предприятий и налога на прибыль в бюджетах на 1998 г.
Новые вопросы в части оценки основных фондов, особенно пока слабо разработанные вопросы оценки земли, возникнут в случае замены налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога налогом на недвижимость. Такой эксперимент уже проводится в городах Новгороде и Твери. Объектом налогообложения здесь являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налогооблагаемая база налога на недвижимость исчисляется из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Определено, что методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери.
Учебная работа. Оценка основных фондов и налоги № 43