Учебная работа № /5991. «Реферат Социологические теории народничества. Русский анархаизм и народничество
Содержание:
«Введение….………………………………………………………………………..3
Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли……..………………………………………………………………………..5
Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского..………………….8
Социологические аспекты доктрины анархизма (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин)……………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………15
Библиографический список..…………………………………………………17
»
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
В народничестве соединялись идеи утопического социализма с радикальной программой буржуазно-демократического преобразования: выступали против пережитков крепостничества, против буржуазного развития страны, Народничество возникло под влиянием неудовлетворения результатами буржуазно-демократической революций на Западе и под влиянием резкого проявления социального антагонизма в капиталистических странах,
Главное в идеях народников — это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала, Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:
1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;
2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т,п, в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму],
3) интеллигенция — носитель прогресса [народ/толпа — лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]
Николай Бердяев писал, что народничество — это, прежде всего, вера в русский народ, трудящийся, крестьянский, Народ для них не равен нации, Все народники верили в то, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от культурных классов,
Эмоционально в основе народничества лежало чувство оторванности интеллигенции от народа, Народники не ощущали организацию частью народа и остро ощущали свою вину перед ними, Это чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народников: интеллигенция всегда в долгу перед народом и обязана оплатить этот долг, Вся культура создана за счет народа, за счет его труда, и это возлагает тяжкую ответственность на носителя этой культуры,
Религиозные народники [Толстой, Достоевский] верили, что в народе скрыта религиозная правда; народники-атеисты [Герцен, Бакунин] верили в социальную правду народа, И все они сознавали неправду своей жизни, потому что настоящий человек, то есть не отягощенный чувством вины, грехом эксплуатации своих собратьев — это человек из народа, то есть трудовой человек,
Народники считали, что культура сама по себе не оправдание жизни, потому что куплена слишком большой ценой порабощения народа, Бердяев писал, что интеллигентский и культурный слой в России слабо осознавал свое достоинство, культурное призвание, На вершинах творчества люди этого слоя остро чувствовали свое одиночество и все мечтали припасть к истокам, Миросозерцание — коллективистское, а не индивидуалистическое: народ — это коллектив, к которому они хотят приобщиться, Они ненавидели буржуазность и боялись развития капитализма в России, Они верили в особые пути России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и быстрее чем на Западе, Здесь сходятся социалисты и славянофилы, это идет от Герцена, Одной из главных опор народнического социализма был тот факт, что русскому народу всегда были чужды римские понятия: абсолютный характер частной собственности отрицался — для русского сознания важно не отношение к принципу частной собственности, то есть к закону, а отношение к живому человеку,
Народники идеализировали уклад крестьянской жизни, община для них — оригинальный продукт русской истории или [по Михайловскому] высокий тип на низкой стадии развития,
Вопрос о капитализме и общине
Проблема характера общественно-экономической эволюции России и ее оценки — кардинальный теоретический вопрос народничества, Они, как и социалисты-утописты Запада, критиковали капитализм, но эта критика в плане научно-теоретическом была несостоятельной,
Капитализм для народников чуждое явление, симптом упадка, регресса, Они идеализировали формы хозяйства, которые явно отжили свое [община, артель, etc], объединяли их в понятие «народного производства» и считали более совершенным типом экономической организации общества, чем капиталистическая фабрика, Не считаясь с фактами, они уверяли, что Россия может миновать стадию капитализма, Как многие до них и после них они считали, что Россия — это чистая доска, на которой можно написать любое будущее, что стране еще только предстоит сделать выбор, хотя выбор уже был сделан»